Новости:

Автор Тема: Профориентационная деятельность: как есть и как надо  (Прочитано 332 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн К.Прутков-доцент

  • Вольный слушатель
  • *
  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля
Гарантией эффективной занятости и способом социальной защиты человека от безработицы является высокий профессионализм работника, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Обеспечение процесса профессионального становления личности с учетом потребностей экономики в специалистах различных сфер деятельности – главная задача системы профориентации населения, об актуальности развития которой как непрерывного процесса не раз отмечалось в выступлениях руководителей государства и правительства.

Субъекты Российской Федерации полномочны реализовывать общегосударственную политику занятости с учетом региональной специфики, в том числе с помощью профориентационной составляющей. Однако анализ прессы и документов органов власти и органов местного самоуправления не дает основания сделать вывод об успешном решении этой проблемы. Так, по результатам мониторинга трудоустройства выпускников, проводимого в соответствии с письмом Департамента регионального развития Минобрнауки России № 18-225 от 28.04.2012 в мае – июле 2012 г. в 73 субъектах Российской Федерации, средний процент трудоустройства по специальности в регионах составляет 57,0% , при этом доля нетрудоустроившихся выпускников ВПО в общем выпуске, например, по социальным наукам составляет более 16% при среднероссийском показателе 12% .
Корни такого дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда, как представляется, лежат, в том числе, в неэффективной, не соответствующей требованиям времени системе профессиональной ориентации населения (СПН), которая ориентирована преимущественно на простое информирование граждан о мире профессий и состоянии рынка труда, в то время как необходима активная работа субъектов профессиональной ориентации на всем пути индивида к профессионализму. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что неправильный выбор профессий порождает высокую текучесть кадров, что в итоге ведет к высокому уровню безработицы и сохранению социальной напряженности.

Объектом системы профессиональной ориентации являются трудовые ресурсы на этапе профессионального выбора, служащего основой для приобретения ими суммы социокультурных и профессиональных компетенций (компетентности), характеризующей их конкурентоспособность на рынке труда.

Очевидно, что сумма компетенций формируется под влиянием различных субъектов социально-трудовых отношений, выступающих в качестве субъектов системы профессиональной ориентации. Перечень этих субъектов включает
  • семью (домохозяйства),
    учреждения общего образования (школы, лицеи),
    учреждения профессионального образования,
    органы власти,
    работодателей,
    средства массовой информации,
    организации и частных представителей сферы культуры,
    систему некоммерческих организаций,
    политические партии и движения.


Как обстоят дела на самом деле - известно. Службы занятости проводят профориентационные мероприятия в стиле "рассказов о профессиях". Устраивают "профтестирования". где по нехитрому набору вопросов можно узнать, что в профессиях типа "человек-техника" вы готовы работать с детства, а людей на дух не переносите, и поэтому в профессии "человек-человек" вас лучше не пускать.
Такое же профтестирование и профинформирование проводится в школах.
Вузы проводят дни открытых дверей.
Крупные работодатели (банки, операторы сотовой связи) еще как-то рекламируют себя, объявляя о вакансиях и преимуществах работы у них. Остальные молчат.

Как, по вашему, должны вести себя на рынке труда субъекты профориентации, в чем должна проявляться их профориентационная деятельность?

Ожидаются ответы по каждому субъекту:

  • семья (домохозяйства),
    учреждения общего образования (школы, лицеи),
    учреждения профессионального образования,
    органы власти,
    работодатели,
    средства массовой информации,
    организации и частных представителей сферы культуры,
    система некоммерческих организаций,
    политические партии и движения.

Оффлайн Аспирант №1

  • Глобальный модератор
  • Вольный слушатель
  • *****
  • Сообщений: 14
    • Просмотр профиля
Дополнение к картинке "как оно есть на самом деле".

Указанные субъекты профориентации обладают различными и противоречивыми целями.
1. С одной стороны, в процессе профессионального выбора индивид и семья должны ориентироваться на желания, способности, интересы конкретной социализирующейся личности, а с другой, они вынуждены руководствоваться текущим состоянием рынка труда, вследствие чего профессия выбирается не «по призванию», а «по расчету».
2. С одной стороны, институт общего образования должен в соответствии с нормативными документами и социальным заказом заниматься профессиональным информированием как начальным этапом профориентации, с другой, качество этого информирования определяется субъективным подходом педагогов, которые так же подвержены влиянию общеустоявшихся взглядов на «выгодные» и «модные» профессии, как и семья.
3. С одной стороны, институт профессионального образования должен руководствоваться спросом на рабочую силу со стороны работодателей и экономики в целом, а с другой, в условиях коммерциализации образования вынужден учитывать спрос на обучение «модным» профессиям в ущерб интересам работодателей и экономики в целом.
4. С одной стороны, органы власти, исходя из устоявшегося представления о их роли в социально-трудовых отношениях, должны выступать одновременно законодателем, защитником прав граждан и организаций, работодателем, посредником и арбитром в трудовых спорах, с другой, устоявшееся представление о том, что «рынок сам все отрегулирует», и недостаточная проработанность нормативной базы в отношении государственного управления профориентацией не позволяют государству в полной мере реализовать свои задачи.
5. С одной стороны, бизнес-структуры, работодатели заинтересованы в качественном профессиональном отборе работников, с другой стороны, у них мало возможностей влияния на процесс профессионального обучения и профориентации.
6. С одной стороны, СМИ должны играть ключевую роль в профессиональном просвещении, с другой, в условиях рынка они публикуют только оплачиваемую информацию, а платить за профпросвещение и информирование никто из субъектов СПН не спешит.

А "КАК НАДО" - это надо думать :) я подумаю. Может, народ еще что подскажет, в соцсети запостить надо вопрос...

Оффлайн Dark ray

  • Вольный слушатель
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
Я не знаю, как обстоят дела в больших городах с проф. ориентацией, но в населённых пунктах с численностью населения от 20 до 50 тысяч всё достаточно плачевно.
1. Семья. В большинстве случаев именно родители решают кем будет их ребёнок, выбирая за него профессию и место обучения исходя из своих взглядов и возможностей. Поясню на примере из жизни: выпускник 9 класса хотел пойти учиться на механика, но его папа настоял на том, что людей данной специальности и так слишком много, а хороший работник на кухне требуется всегда. Что Вы думаете получилось в итоге? Молодой человек, получив 6 разряд повара и проработав 3 года в различных ресторанах, уволился и даже слышать не хочет о карьере повара. Почему так получилось? Всё просто: этот парень никогда не любил готовить. Вывод: родители должны поддерживать детей в том, что нравится именно им, а не реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты, при этом слушая посторонних людей.
2. Школа. Самое главное, что должны сделать учителя, это перестать пугать учащихся ЕГЭ, поскольку этот моральный прессинг очень сильно подрывает веру в себя. Следствие из этого: большинство будущих студентов пойдет учиться не туда, куда они ХОТЯТ, а туда, куда просто СМОГУТ поступить. Также, по-моему мнению, начинать проф. ориентацию нужно уже с младших классов, посредством различных конференций, классных часов, экскурсий и прочего.
3. СМИ – самый мощный инструмент воздействия на решения людей в выборе их будущей сферы деятельности. Фильмы, сериалы, передачи повествуют в большей степени о директорах и управляющих крупных и успешных фирм. Естественно это порождает желание заняться именно тем, о чем так много говорят и показывают. В России нет ни одного сериала, который бы демонстрировал, как ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важна профессия врача, ученого, учителя или инженера. К сожалению, как уже было сказано, публикуют и показывают только то, что хорошо продается.

Оффлайн Zlata

  • Вольный слушатель
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
На мой взгляд, в наше время существует «мода» на профессии, т.е молодежь идет учиться не на те профессии, которые нужны государству, и не на те на которые у человека есть способности и талант, а на те которые модно здесь и сейчас. Для того, чтобы не было дефицита на рынке труда, нужно правильно агитировать будущих абитуриентов. Этим как раз и занимаются субъекты.
1. Семья конечно играет большую роль в формирования представления у ребенка на счет его будущей профессии. Ведь для него каждый член семьи является примером для подражания. Но есть ли у ребенка способности к той или иной профессии? Сможет ли он стать действительно высококлассным специалистом в этой области, как кто-то из его семьи? Конечно же, шансы есть, но не факт, что это произойдет. Есть еще множество факторов из вне, которые могут все изменить. Поэтому я считаю, что навязывать ребёнку определённую профессию, как это могут делать некоторые родители и родственники, просто глупо, нужно просто помочь при выборе, чтобы обеспечить будущее ребенку.
2.  При выборе профессии учреждения общего образования тоже играют немало важную роль. Потому что известное для каждого человека три страшные буквы ЕГЭ, загоняют в рамки школьников. Определенная профессия – определенный экзамен ( ЕГЭ по предмету) и определенный бал. Поэтому учащийся идет, в большинстве случае, не туда куда хотел, а туда куда прошел. Вывод: школа должна действительно готовить к ЕГЭ, чтобы не нанимать дополнительных репетиторов, и прежде всего направить ребенка в нужную профессию и сконцентрировать его внимания на нужных для него предметов. И оптимальным вариантом, если бы в 10-11 классов, ученики бы углубленно занимались бы своими предметами, а не тратили свои силы и время на ненужные для их будущего школьные предметы.
3. Учреждения профессионального образования, должны прежде всего поднять свой статус, но это не так легко сделать, потому что на протяжении многих лет они были просто устрашением для каждого ученика.
4. СМИ как известно, самый влиятельный субъект из всех. Потому что именно он задает «моду» на какую-либо профессию. Но также он является самым обманчивым. Будущие абитуриенты видят на экранах, в соц. сетях определенные образы профессий, но, к сожалению, в реальной жизни все не так красочно и весело. С другой стороны, СМИ можно понять, за что платят, то и пропагандируют. Я думаю, что СМИ все таки надо пытаться показывать и всю сущность, «все скелеты» любой профессии, чтобы у человека не складывалось «радужное» впечатление.
5. Работодатели, в первую очередь, должны помогать молодым сотрудникам, у которых нет опыта работы. Потому что в наше время существует замкнутый круг: «Не берут на работу, потому что не опыта работы, а опыта работы нет, потому что не берут на работу». Также создавать привлекающие условия работы ( карьерный рост, заработная плата).
6. Государство, по моему мнению, должно регулировать количество поступающих и выпускающихся специалистов разных направлений. Я считаю, что государство-образующие профессии ( медицина, юриспруденция, экономика, управления, учителя) не могут быть коммерческими, чтобы просто так за деньги не учились кто-попало. Вести жёсткий контроль за деятельностью вузов ( как происходит обучение кадров, кому выдаются дипломы).

Оффлайн Ирина 323

  • Вольный слушатель
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
По-моему, в любом субъекте картина всегда схожа, за исключением некоторых элементов.
1. Семья, это главный субъект, который должен оказывать помощь в вопросе карьеры, но не в коем случае не вмешиваясь. Если же родные самостоятельно решают, что делать ребенку, в большинстве случаев, это заканчивает плачевно. Когда человек понимает, что занимается не тем, бывает слишком поздно и последствия такого непредсказуемы.
2. Школы и лицеи должны брать эстафету строительства на фундаментальном понимании этого человека, кем он представляет себя в будущем, правильно ли это, открывать новые горизонты к самосовершенствованию. Больше знакомить со всевозможными профессиями, путем постоянных экскурсий, а не только лекций (в Америке, например, так и делают. Один день с командой пожарных или полицейских). Но пока картина одна и она не радужна. Цель нынешнего образования - сдача экзаменов.
3. Проф. учреждения должны так же фактически знакомить с будущей профессией, а не только обучать теории. Это институт знаний, которые не так уж и важны, без желания ими обладать. Так же должно быть хорошо развито взаимодействие между учреждениями и работодателями, т.к. большинство выпускников (которых опять же готовили в основном к экзаменам), предоставлены сами себе.
4. Органы власти должны контролировать большую часть субъектов, перечисленных выше. Возможно именно такое халатное отношение и порождает нынешнюю ситуацию в них.
5. Работодателям (качественным), т.е. не связанным с сетевым маркетингом и прочими аферами, стоит перестать искать молодых, перспективных людей возраста 20-25 лет и с опытом работы 15-20 соответственно, а начать в большей степени открывать новые таланты (компания Google знает толк в этом  :roll: ). Так же стоит лучше себя рекламировать, в особенности открытые вакансии и прозрачные условия труда.
6. СМИ - более массовое освещение всевозможных семинаров, конференций, культурных событий, которые завлекут не малое количество людей (не считая тех, кто целенаправленно посещает их), которые не совсем уверенны в своем выборе или еще не сделали его. Так же меньше афишировать серую статистику о безработице, о кризисах рабочих мест.
6. Организации сферы культуры, на мой взгляд, находятся в огромном упадке. Им сложно как-то привлекать людей, помимо тех, что выходят из проф. учреждений. Проблема даже не в них, а скорее в тех же гос. органах управления, партиях и прочих влиятельных структурах. Я считаю, что этой сфере нужно просто уделить больше внимания, больше финансировать и тогда люди сами туда потянутся, т.к. человеческий, творческий потенциал бессмертен.
7. Некоммерческие организации должны воспитывать в людях с малых лет активную позицию, любовь к спорту, желанию помогать тем, кто сам помочь себе не в состоянии, а коммерческие, гос-во, партии, должны способствовать беспрепятственному осуществлению этого. Тем не менее, на деле картина немного иная.
8. Политические партии, движение могли бы воспитывать патриотизм в людях, реализовывать проекты с помощью которых можно было бы определяться со своей точкой зрения касаемо образования, взглядов, но на данном этапе инструментов для реализации почти нет. Проходят редкие акции и реализовываются лишь единичные проекты, направленные на улучшение ситуации.

Оффлайн Alina

  • Вольный слушатель
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
1. Огромную роль  в выборе профессии играет СЕМЬЯ.Семья, может как помочь, так и навредить. Родители могут лишь помочь раскрыть потенциал в ребенке, но не должны за него выбирать его будущую профессию и тогда в будущем человек будет заниматься любимым делом. Конфуций говорил: " Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни."
2. Среднее образовательное учреждение России на сегодняшний день имеют цель подготовить учеников к экзаменам (ЕГЭ), проводя различные тестирование, тем самым расставляют границы мышления т.е учащийся не может мыслить креативно, а только стандартно, по шаблону.
3. Работодатели должны, давать шансы молодым, амбициозным людям, не имеющий опыт работы.

 

Яндекс.Метрика